Какой он, мой Пушкин?
Кто когда-нибудь учился в средней школе, тот должен помнить эти названия и эту дату: Чёрная Речка, 10 февраля 1837 года, дуэль...Пуля светского повесы Дантеса смертельно ранила «солнце русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина.
...Стого печального момента прошло около двух сотен лет, но читающие люди даже в 21 веке знают и любят стихи и прозу Пушкина.
"Мы любим сказки Пушкина"
Баевская начальная школа, 3-а класс. Задаю детям вопрос: «Кто такой Пушкин?». Лес рук. Ответы: «Это президент», «Это писатель», «Писатель, который писал стихи». В общем и целом, ребята шли в правильном направлении.
В ответе на вопрос «Какие произведения Александра Сергеевича вы знаете?» ошибся только один мальчик, назвав басню Крылова. Остальные наперебой — «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». «Сказка о спящей Царевне и семи богатырях»... Словом, вполне знающими творчество Пушкина в своём возрасте оказались ребятишки. Это радует,
А вот их учительница С.А.Гусева, работающая с начальными классами много лет и имеющая возможность сравнивать, посетовала:
- В программах для начальной школы стало меньше русской классики, что не очень хорошо. Зато предлагается для изучения творчество таких писателей и поэтов, которых даже мы, учителя, никогда не знали и не читали. Их творчество ничего не даёт детям. Воспитывать маленьких детей надо на хорошей российской литературе, конечно, не пренебрегая зарубежной детской классикой.
Выставка — для вас!
В межпоселенческой библиотеке мне ничего не сказали, а просто показали выставку «И снова Пушкин!», оформленную специально к Дню памяти великого поэта. Здесь книги о Пушкине, в том числе о его любви и взаимоотношениях с Натали Гончаровой, ставшей женой и матерью шестерых детей Пушкина. Здесь же — лишь не — большая часть литературного наследия поэта.
Приходите, читайте! Русская классика «освежает» наш «закомпьютеризированный» мозг, возносит к доброму, вечному...
«Мы много учили наизусть»
Учёными давно доказано: лучшая тренировка памяти — чтение и заучивание наизусть стихов. Люди старших поколений и их учителя это прекрасно понимали. Тому пример ниже.
Л.В. Алёшкина, пенсионерка, 65 лет:
- Да, несмотря на неожиданный для прохожего вопрос редакции, я попробую сходу вспомнить письмо Татьяны к Онегину:
«Я к вам пишу-чего же боле,
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.
Но вы к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня...»- ну, и так далее.
В школе я знала поэму «Евгений Онегин» наизусть почти что всю. Даже помню, как она начинается: «Мой дядя, самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог...». Любила всю поэзию Пушкина. Очень плохо, что сегодня ребятишки больше сидят у компьютеров, не развивают литературный кругозор и память. Любовь к хорошей литературе надо воспитывать с раннего детства. Я 25 лет отработала воспитателем, и мы не обходили стороной сказки Пушкина. А как с этим в современных садиках, я не знаю.
«Всё начинается с семьи и школы»
В.Г.Трухина, ветеран педагогического труда, много лет преподавала русский язык и литературу в Баевской средней школе:
- Во-первых, я хочу всех читателей нашей газеты поздравить с Годом литературы! Во-вторых, очень рада, что в День памяти Пушкина вы обратились к людям, напомнили нам о наших истоках, наших корнях, нашей гордости — русской литературе и Александре Сергеевиче Пушкине. Уверена: творчество Пушкина актуально сегодня и будет актуальным всегда. Только надо уметь заинтересовать книгами, литературой молодые поколения. Интерес к литературе в первую очередь зависит от родителей — в раннем детстве и учителей — в более позднем возрасте. Если вкус к хорошей книге, в том числе произведениям Пушкина привит ребёнку с детства, то в дальнейшем человек даже в глубокой старости с удовольствием сможет вспомнить и прочесть наизусть любимые стихи, поэмы.
Я считаю, что в Год литературы всем учителям, не только литераторам, следует обратиться к великому литературному наследию. Простой пример: идёт урок биологии или природоведения, и почему бы учителю не показать красоту природы через прекрасные, талантливейшие стихи о природе А.С.Пушкина?!
Я вспоминаю свои учительские годы с удовольствием. Вспоминают их и мои бывшие ученики. А почему? Да потому, что мы литературу изучали не только на уроках, а выходили далеко за их рамки и отдавались совместному творчеству, Я трижды за свою жизнь ставила с разными ребятами (ещё в старой деревянной, а затем в новой современной школе и районном доме культуры) спектакли «Юбилей» по Чехову. Все три раза спектакль имел оглушительный успех не только у школьной, но и у райцентровской публики. А как были довольны постановками мои артисты- старшеклассники! Мы пропадали в школе после уроков до 9-10 часов вечера, репетировапи, и не хотелось расставаться. Это сплачивало коллектив и ненавязчиво, но навсегда поворачивало ребят лицом к нашей замечательной русской литературе.
Любой учитель литературы моего времени не мог обойти творчество Пушкина. Вот и я с одним из своих классов решила однажды инсценировать к Новому году сказку Пушкина «О царе Салтане, сыне его Гвидоне..... ». А там, как вы помните, имеется 33 сказочных персонажа — богатыря. У меня в это время был учебный отпуск (готовилась к госэкзаменам в пединституте), но весь отпуск я потратила на репетиции и ...изготовление щитов для богатырей. Нелёгкое это было дело: на крышку бачка, в котором кипятила бельё, налепляла слои распаренных газет, затем их сушила, потом месте с ребятами раскрашивала. В квартире стоял пар от такой работы, спасибо, что муж меня понимал. Но итог стоил того. Актовый зал ахнул, когда один за одним пошли мои богатыри! Не говорю уже об актёрской игре главных героев. Я к чему это вспоминаю? Вовсе не о себе хочу сказать, а о том, что дети лучше воспринимают учебный материал, в том числе литературу, через игру. А спектакли по литературным произведениям — та же увлекательнейшая игра. И обидно, что сегодня жизнь в школе заканчивается вместе с уроками: подошёл автобус, все поехали по домам. А я считаю, что в Год литературы должна быть поднята на более высокий уровень внеклассная работа классных руководителей по литературе. Ни один другой предмет не даёттакой воспитательный эффект, как литература, особенно совместная, творческая работа учителя и учеников с литературным произведением. Это далеко не та, так называемая «исследовательская» работа, скачанная ныне из интернета, это настоящий поиск, это работа ума, накал эмоций. Это то, что остаётся на всю жизнь...
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.