Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

15.02.2015 10:56 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 10.02.2015 г.

Какой он, мой Пушкин?

Автор: Тамара БАХАРЕВА

Кто когда-нибудь учился в средней школе, тот должен помнить эти названия и эту дату: Чёрная Речка, 10 февраля 1837 года, дуэль...Пуля светского повесы Дантеса смертельно ранила «солнце русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина.

...Стого печального момента прошло около двух сотен лет, но читающие люди даже в 21 веке знают и любят стихи и прозу Пушкина.

"Мы любим сказки Пушкина"

Баевская начальная школа, 3-а класс. Задаю детям вопрос: «Кто такой Пуш­кин?». Лес рук. Ответы: «Это президент», «Это писатель», «Писатель, который пи­сал стихи». В общем и целом, ребята шли в правильном направлении.

В ответе на вопрос «Какие произведе­ния Александра Сергеевича вы знаете?» ошибся только один мальчик, назвав бас­ню Крылова. Остальные наперебой — «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». «Сказка о спящей Царевне и семи бога­тырях»... Словом, вполне знающими творчество Пушкина в своём возрасте ока­зались ребятишки. Это радует,

А вот их учительница С.А.Гусева, рабо­тающая с начальными классами много лет и имеющая возможность сравнивать, посетовала:

-  В программах для начальной школы стало меньше русской классики, что не очень хорошо. Зато предлагается для изу­чения творчество таких писателей и по­этов, которых даже мы, учителя, никогда не знали и не читали. Их творчество ничего не даёт детям. Воспитывать маленьких детей надо на хорошей российской литературе, конечно, не пренебрегая зару­бежной детской классикой.

Выставка — для вас!

В межпоселенческой библиотеке мне ничего не сказали, а просто показали выставку «И снова Пушкин!», оформленную специально к Дню памяти великого поэта. Здесь книги о Пушкине, в том числе о его любви и взаимоотношениях с Натали Гон­чаровой, ставшей женой и матерью шес­терых детей Пушкина. Здесь же — лишь не — большая часть литературного наследия поэта.

Приходите, читайте! Русская классика «освежает» наш «закомпьютеризированный» мозг, возносит к доброму, вечному...

«Мы много учили наизусть»

Учёными давно доказано: лучшая тре­нировка памяти — чтение и заучивание наизусть стихов. Люди старших поколений и их учителя это прекрасно понимали. Тому пример ниже.

Л.В. Алёшкина, пенсионерка, 65 лет:

- Да, несмотря на неожиданный для прохожего вопрос редакции, я попробую сходу вспомнить письмо Татьяны к Оне­гину:

«Я к вам пишу-чего же боле,

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.

Но вы к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня...»- ну, и так далее.

В школе я знала поэму «Евгений Оне­гин» наизусть почти что всю. Даже помню, как она начинается: «Мой дядя, самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил, и лучше выду­мать не мог...». Любила всю поэзию Пушкина. Очень плохо, что сегодня ребятишки больше сидят у компьютеров, не разви­вают литературный кругозор и память. Любовь к хорошей литературе надо воспи­тывать с раннего детства. Я 25 лет отрабо­тала воспитателем, и мы не обходили сто­роной сказки Пушкина. А как с этим в сов­ременных садиках, я не знаю.

«Всё начинается с семьи и школы»

В.Г.Трухина, ветеран педагогического труда, много лет преподавала русский язык и литературу в Баевской средней школе:

- Во-первых, я хочу всех читателей нашей газеты поздравить с Годом литературы! Во-вторых, очень рада, что в День памяти Пушкина вы обратились к людям, напом­нили нам о наших истоках, наших корнях, нашей гордости — русской литературе и Александре Сергеевиче Пушкине. Уверена: творчество Пушкина актуально сегодня и будет актуальным всегда. Толь­ко надо уметь заинтересовать книгами, литературой молодые поколения. Инте­рес к литературе в первую очередь зави­сит от родителей — в раннем детстве и учителей — в более позднем возрасте. Если вкус к хорошей книге, в том числе произ­ведениям Пушкина привит ребёнку с детства, то в дальнейшем человек даже в глубокой старости с удовольствием смо­жет вспомнить и прочесть наизусть любимые стихи, поэмы.

Я считаю, что в Год литературы всем учи­телям, не только литераторам, следует обратиться к великому литературному наследию. Простой пример: идёт урок биологии или природоведения, и почему бы учителю не показать красоту природы че­рез прекрасные, талантливейшие стихи о природе А.С.Пушкина?!

Я вспоминаю свои учительские годы с удовольствием. Вспоминают их и мои бывшие ученики. А почему? Да потому, что мы литературу изучали не только на уроках, а выходили далеко за их рамки и отдава­лись совместному творчеству, Я трижды за свою жизнь ставила с разными ребя­тами (ещё в старой деревянной, а затем в новой современной школе и районном доме культуры) спектакли «Юбилей» по Чехову. Все три раза спектакль имел ог­лушительный успех не только у школьной, но и у райцентровской публики. А как были довольны постановками мои артисты- старшеклассники! Мы пропадали в школе после уроков до 9-10 часов вечера, репетировапи, и не хотелось расставаться. Это сплачивало коллектив и ненавязчиво, но навсегда поворачивало ребят лицом к на­шей замечательной русской литературе.

Любой учитель литературы моего вре­мени не мог обойти творчество Пушкина. Вот и я с одним из своих классов решила однажды инсценировать к Новому году сказку Пушкина «О царе Салтане, сыне его Гвидоне..... ». А там, как вы помните, имеется 33 сказочных персонажа — бо­гатыря. У меня в это время был учебный отпуск (готовилась к госэкзаменам в пед­институте), но весь отпуск я потратила на репетиции и ...изготовление щитов для богатырей. Нелёгкое это было дело: на крышку бачка, в котором кипятила бельё, налепляла слои распаренных газет, за­тем их сушила, потом месте с ребятами раскрашивала. В квартире стоял пар от такой работы, спасибо, что муж меня по­нимал. Но итог стоил того. Актовый зал ах­нул, когда один за одним пошли мои бо­гатыри! Не говорю уже об актёрской игре главных героев. Я к чему это вспоминаю? Вовсе не о се­бе хочу сказать, а о том, что дети лучше воспринимают учебный материал, в том числе литературу, через игру. А спектакли по литературным произведениям — та же увлекательнейшая игра. И обидно, что се­годня жизнь в школе заканчивается вмес­те с уроками: подошёл автобус, все по­ехали по домам. А я считаю, что в Год ли­тературы должна быть поднята на более высокий уровень  внеклассная работа  классных руководителей по литературе. Ни один другой предмет не даёттакой вос­питательный эффект, как литература, осо­бенно совместная, творческая работа учи­теля и учеников с литературным произве­дением. Это далеко не та, так называ­емая «исследовательская» работа, ска­чанная ныне из интернета, это настоящий поиск, это работа ума, накал эмоций. Это то, что остаётся на всю жизнь...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

864