Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

22.07.2015 10:32 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 25.07.2015 г.

Чуманка: когда мужчины плачут…

Автор: Тамара БАХАРЕВА

Поводом к очередной командировке в Чуманку послужил визит в редакцию одного из жителей села Чуманка.

У сравнительно ещё молодого, крепкого мужчины на глаза наворачивались слёзы, когда он рассказывал, как у них на днях забирали последнюю технику с разорённого машинного двора. «Где искать правду, — мы не знаем, — расстраивался мужчина. – Обвели нас вокруг пальца как слепых котят с этой «Изумрудной страной», и теперь мы не имеем в селе ничего – хоть ложись и помирай. Ладно, молодые уедут, а куда деваться пенсионерам? На кого мы их оставим?..».

Средь косогоров и оврагов
Чуманка. Старинное алтайское село в распадках холмов, перерезанное оврагами – зелёными и живописными летом, с крутыми снежными боками, с протоптанными тропинками — зимой. Заовражные окраины становятся зимой отрезанными от мира, но чуманцы давно привыкли к зимнему белому безмолвию. Зато летом – благодать: медвяный запах трав, тишина и покой. Нынче природа особенно расщедрилась: окрестные полянки буквально усыпаны краснобокой отборной клубникой. Дурманяще пахнет душица, янтарём отсвечивает зверобой, алеют куртины кипрея – это только самые известные лекарственные травы. Ягодой да травами чуманцы запаслись и для себя, и для многочисленной городской родни. В другое время они несказанно радовались бы такому изобилию. Но сегодня эта радость словно придавлена горем. Да, это горе – запасаться дарами природы и думать: удастся ли когда ещё? На грустные мысли наводит всё – умолкнувший машинный двор, пустующие дома, заросшие травой тучные чуманские земли (лишь на полях арендатора М.Ф.Береговых из с.Зятьково колосится пшеница по пояс да чернеют клочки паров). А главное, что усиливает пессимизм чуманцев – никто не бьёт тревогу по поводу исчезновения села, словно нет здесь уже живых людей. Никому нет до их беды дела. Забрали последний автокран, который, как воздух нужен при ремонте старенького сельского водопровода, — правоохранители и пристава говорят: по закону. «Какой такой закон, — горячатся чуманцы. – Этому автокрану 20 лет, он был куплен ещё при колхозе, на наши деньги. Мы умоляли господина Ефремова оставить нам этот кран под расписку, без него водопроводу – конец, где тогда старики возьмут воды зимой? Мы до сих пор содержали водопровод всем миром. А теперь – как оставаться безо всякой техники, ведь и два стареньких последних автомобиля тоже забрали…».

Немножко предыстории
В своё время я не раз бывала в Чуманке – и в лучшие времена, и во времена похуже. Так вот, в те, что «похуже», помню, исполнительный директор вновь созданного ООО «Алтай» В.Зайченко успокаивающе говорил (сам-то он верил ли?), что смена колхоза на ООО – всего лишь смена вывески, всё останется по-прежнему.
По-прежнему не осталось. Это была смена собственности. Если при СПК его члены имели имущественные паи, то ООО со всеми своими «потрохами» в дальнейшем вошло в агрохолдинг «Изумрудная страна». Были или не были правильно составлены документы акта-передачи техники в агрохолдинг, сейчас никто в Чуманке сказать не может. Наверно, такие акты были, коль В.Ефремов, как лицо, представлявшее «Изумрудную страну» (представляет ли он её сейчас?), прибыл в Чуманку изымать технику. Только вот куда эта техника направлена? В погашение  банковских долгов ООО «Алтай»? А, может быть, на погашение задолженности по заработной плате бывшим работникам ООО «Алтай»? А вдруг на возмещение денежного эквивалента за пользование паями? Увы, чуманцы в это уже давно не верят. Они точно знают – их вновь обманывают.
Двое работников ООО «Алтай» (пять остававшихся в штате рабочих были «приписаны» к ООО «Пайвинское») на днях ездили в Верх-Пайву увольняться и сказали, что свой автокран они видели на базе фермера Веселовского из соседнего района, арендующего в Верх-Пайве землю. Что там, кстати, делает эта чуманская техника? Знают ли про это работники банка-кредитора? Связаться с Ефремовым редакция не смогла, и пока что вопрос повис в воздухе.
Часть техники ООО «Алтай», по словам чуманцев, находится в Поперечке (она «ходит» под «Изумрудной страной»), в том числе почти новый комбайн «Полесье», которому мужики-механизаторы в своё время радовались, потуже затянув пояса: колхоз сэкономил на выплате стажевых и премиальных работникам, но приобрёл нужную технику.

Где народ, там и стон…
Пока ходила из дома в дом по чуманским улицам, на ум сами собой пришли строчки незабвенного Н.Некрасова, ещё в 19 веке писавшего о страданиях русского народа: «Где народ, там и стон, эх, сердешный…».
В доме бывшего главного бухгалтера ООО «Алтай» И.А.Болычевой — печаль, на глаза хозяйки то и дело наворачивались слёзы: ночью её муж с обширным инсультом попал в реанимацию. Ему ли, перенесшему уже несколько микроинсультов, пожилому мужчине, садиться за рычаги трактора и в несносную жару косить сено? Но иначе не мог: на кого надеяться, кто бы привёз сено, коли разорено хозяйство?
Несмотря на постигшее семью горе, Ирма Андреевна всё-таки припомнила, что в договоре между ООО «Алтай» и «Изумрудной страной» была сноска о том, что если одна из сторон не выполняет те или иные условия договора, то договор может быть расторгнут в судебном порядке.
Зарплата рабочим не выплачена, зерно на паи выдано не всем, денежного эквивалента они не получали года три, значит, есть основание обратиться в суд на «Изумрудную страну», как не выполняющую условия договора. Кстати говоря, пайщики, ещё не уехавшие из Чуманки, исправно платят налоги за паевую землю и НДФЛ, а это более 1000 руб. в год, не получая ни пая, ни возмещения суммы налога.
Школа. Тенистый двор встретил тишиной, лишь техничка поливала цветы. Учителя школы В.М.Ульянову мы нашли дома. Даже эту всегда жизнерадостную женщину оптимизм покинул. Трое из пяти учеников уезжают точно. Двое – должны уехать в августе. Уезжают два учителя из трёх. Сама она также подыскивает варианты переезда. Грустно говорит: «Постепенно приучаю себя к мысли: я – просто пенсионерка». Не верится, глядя на эту энергичную женщину, которая могла бы ещё очень много хорошего сделать для родной Чуманки…
Но ведь в Чуманке ещё двое дошкольников, вспомнила я. И отправилась на окраину, за овраг. Лену Черюченко с двумя её детишками – Эдиком и Яной застала в рабочей одежде за кружкой кофе. На лбу женщины респиратор – это от сенной трухи. Она с отчимом Николаем Робертовичем Тощевым готовит сено. Их сенокос рядом, за околицей.
«Трава такая, особенно костёр, — радуется Лена, — что меня местами скрывает».
Косари приехали пообедать. А вот и сам тракторист – в кабине немыслимой марки трактора-самоделки. На прицепе – самодельная волокуша. Николай, бывший баевский житель, в Чуманке живёт 18 лет и покуда никуда отсюда не собирается. Говорит, что работает, держит обширное подсобное хозяйство лишь для них – внуков, их надо поднимать…
Тут мой взгляд упал на рубленую башенку на крыше сарая. Что это? «Голубятня, — ответил хозяин. – Люблю я этих птиц. Отвожу с ними душу…».
Лена Черюченко – вдова. Живёт рядом с мамой и отчимом. У неё своё подсобное хозяйство. Но работают с отчимом сообща. Сейчас отчим сгребает сено, а она копнит. За эти годы стала заправским стогоправом, мужчинам не уступит. Сыну 6 лет, на тот год в школу. Самозабвенно любит Лена своё родное село, но придётся и ей подыскивать другое место жительства. Говорит: «Буду искать маленькую деревню, хоть чем-то похожую на Чуманку, лишь бы школа была…».
…Семейство Косолаповых, узнав, что редакция уже в селе, поджидало меня за накрытым под клёном столом – с чаем, свежим клубничным вареньем. Я не могла миновать их подворье, потому что беседовать с Косолаповыми всегда интересно, а ещё потому, что библиотекарь Валентина Андреевна – местный «отдел статистики». Увы, статистики печальной. На сегодня в Чуманке остаётся около 40 человек, пустует 46 домов, заселённых – в два раза меньше. «Очень страшно, — говорит Валентина Андреевна, — за пару-тройку лет мы с дедушкой Кутаковым на нашей стороне центральной улицы Ленина остались вдвоём, а далее, до самого центра – пустота…».
С родителями живёт младший сын, разводит овец, но молодому предпринимателю очень нужна техника для заготовки кормов, пока вопрос никак не решается. Где же реальная господдержка малого предпринимательства? Глава семьи Сергей Фёдорович работал и бригадиром, и зав. током, но от трудов праведных не нажил палат каменных, в том числе не «приватизировал» никакую колхозную технику. Ломают Косолаповы голову: где взять средства на приобретение трактора? А пока будут зимовать в Чуманке. Хотя очень тревожно: уезжают фельдшер ФАПа, заведующая почтовым отделением, продавец магазина, вывезена вся техника…
Старого своего знакомого И.К.Вергунова я застала в хлопотах: с молодыми помощниками Д.Буториным и Ю.Обуховским дедушка грузил на грузовик, выделенный М.Береговых, дрова – перебирается из своего старенького холодного домишка в квартиру отъезжающих соседей – те разрешили. Вергуновым «бежать» некуда. Сын-инвалид в Казахстане, это очень далеко. Бабушке за 80, дед чуть помоложе, так что век намерены доживать в Чуманке.
Нет желания уехать из деревни и у С.Д.Кутакова. Тем более, что у него нашли прибежище два сына с Донбасса. Дедушка говорит: «На Донбассе убивают снарядами и пулями, Чуманку убили без пуль. Но куда нам деваться, будем как-то выживать. Жильё у сыновей в Донбассе разгромлено, а здесь они получат гражданство, потом где-нибудь устроятся…».
Дедушка Кутаков с сыновьями собираются зимовать основательно. Посадили огромный огород, в котором есть всё – вплоть до табака. Парни литовками косят сено для овец, а дедушка уже позаботился о здоровье – насушил целебных трав, наварил малинового и смородинового варенья. На нижней улице «разведал» колонку и каким-то образом опустил туда ведро – на случай, если сломается водопровод, то можно будет для овец и кроликов доставать воду оттуда.
Терпелив наш народ и находчив. Вот только до какой же степени?
…Не так давно из Барнаула в редакцию звонил И.И.Кузьменко – организатор и первый председатель колхоза «Сибирь». Напомнил: вы ж не забудьте, скоро юбилей с момента образования колхоза, вспомните о его лучших людях.
Мы помним, да только где они теперь – те лучшие люди? Получается, что вместо праздника в Чуманке надо справлять поминки…

Комментарии (2)

  • viktor49, 24.07.2015 08:22 #

    Горько и обидно за наши русские деревни. Жили, трудились... и вот...

  • val5i, 24.07.2015 23:08 #

    Читаю и плачу... Сама родом из Берёзовки.  Самые плодородные земли в Чуманке и Берёзовке, Михайловка, Калиновка, Павьёнок и другие села которых уже нет вообще. Глубокий поклон фермеру Береговых, который ещё пытается сделать хоть что то... Как такое может быть, чтобы не обрабатывались такие земли, которые всегда давали такие хорошие урожаи. Как может случится такое, чтобы село оставили без последней техники? Да они и так работают за мизерную зарплату. Страшно и больно читать подобную статью, но спасибо вам, что вы поднимаете подобные темы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1611