Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

20.04.2015 12:50 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 18.04.2015 г.

Мы помним и гордимся

Автор: Ирина МЕРЦ

Николай Иванович Шмыгленко

Весенние дни для работников редакции особые, потому как на первый план выходит военная тематика. Уже прошло 70 лет, как прогремел победный салют. Но спустя десятилетия в почте редакции появляются запросы о помощи в поиске родственников солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной, а мы продолжаем рассказывать о подвигах наших земляков. Нынешний, юбилейный, год — не исключение.

Пока не похоронен последний солдат...

Поисковики из разных городов страны присылают в район письма с просьбой помочь разыскать родственников погибших в годы войны солдат. Буквально на днях в редакцию был передан еще один такой запрос, автор которого просил разыскать родственников Николая (Никиты) Федоровича Спицы, 1918 года рождения, 19 Гв. сд Гвардии Старшего Сержанта. В документах указано: выбыл 05.07.1943 года, призывался Баевским РВК Алтайского края. Мать Саприкина (Сапрыкина?) Любовь Егоровна, прож. Воронежская область, СтароКривоШамский (?) район, Себацкий с/С, д.Себац.
В районе «направления» на Птахинскую высоту (д.Птахино Великолукского района Калининской области, ныне Тверской — ред.) поисковики обнаружили останки бойца с именной фляжкой. Поиск ближайших родственников, к счастью, не затянулся, и уже через несколько часов мы связались с внучатой племянницей Н.Ф. Спицы — Т.Г.Комоликовой.
В прошлом году Татьяна Григорьевна рассказала о своем дедушке, мамином отце — Андрее Федоровиче Спице, что сразу облегчило наши поиски. Связались с ней по телефону и выяснили, что Николай Федорович — родной брат ее деда, но о нем мало что известно. Доподлинно известно лишь то, что у него действительно было два имени (как и указывают поисковики). Одно имя — по документам, другим его называли в семье. Теперь, когда найдены останки деда, его личная вещь, у семьи Комоликовых, собирающей и бережно хранящей документальные источники, в том числе и фронтовые письма-треугольники, есть желание продолжить изучение своей родословной. Для того, чтобы в ней осталось как можно меньше «белых пятен», чтобы подрастающий внук Семен мог рассказывать потом свои детям о героическом прошлом своих прадедов. А еще Татьяна Григорьевна непременно хочет заполучить в семейный архив фотографию той самой «именной» фляжки, узнать о том, где захоронены останки Николая Спицы. Эта история должна иметь продолжение, о чем мы постараемся рассказать нашим читателям.


Ровно 70 лет назад

Взявшись за поиски данных о Николае Федоровиче Спице в интернете, я невольно заинтересовалась судьбой своих родственников по линии отца. Сейчас это сделать гораздо проще, поскольку в открытом доступе имеется много материалов.
Так, например, на сайте ОБД Мемориал можно найти информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. На сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников, содержащих информацию о персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частнос ти, имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки. Только представьте: в рамках данного уникального проекта (аналогов которому нет нигде в мире) отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ более 13,7 миллионов листов архивных документов и свыше 42 тыс. паспортов воинских захоронений! Документальные источники, выложенные в открытом доступе, помогают самостоятельно провести поиск и исследование. Не преминула этим воспользоваться и я.
Свой поиск начала с информации о прадеде Иване Михайловиче Шмыгленко. Год рождения, к сожалению, не уточнен. И данные о прадеде занесены в донесения о безвозвратных потерях. Призывался Иван Михайлович Баевским РВК, но ему не суждено было вернуться домой. Погиб в середине войны — 22 января 1943 года. Последним местом службы значится 3 Гвардейская стрелковая дивизия. По информации Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), первичным местом захоронения помощника комвзвода, красноармейца И.М.Шмыгленко был хутор Красное Знамя Веселовского района Ростовской области.
В тот страшный для семьи прадеда год в рабоче-крестьянскую Красную армию был призван его старший сын — Николай. Ему на тот момент было восемнадцать. Изучила наградной лист родного дяди сво его отца. Как тысячи и сотни тысяч солдат, он шел дорогами войны, каждый день отмеряя солдатскими сапогами километр за километром родной и чужой земли. Николай Иванович воевал в составе 137 отдельного гвардейского саперного батальона 105 гвардейской стрелковой дивизии. С марта 45-ого — 3-й Украинский фронт.
Из наградного листа (орфография сохранена):
«18 апреля 1945 года при штурме высоты 364 севернее населенного пункта Инценсдорф отличился гвардии красноармеец 137 отдельного гвардейского саперного батальона Шмыгленко Николай Иванович. Когда рота подходила к опушке леса, откуда противник вел интенсивный ружейно-пулеметный и автоматический огонь гвардии красноармеец Шмыгленко вырвался вперед и с криком «За Родину! За Сталина!» первым ворвался в лес, где находился передний край обороны противника. За отвагу мужество гвардии красноармейца Шмыгленко представляю к награде орденом Слава 3 степени.
Командир 137 отдельного гвардейского саперн. б-она гвардии капитан Гоглоев».
Перечитала наградной лист снова и вдруг четко уловила одну деталь: сегодня тоже 18 апреля. А ровно 70 лет назад, день в день, 20-летний алтайский паренек совершил боевой подвиг в далекой Австрии и внес свой вклад в большую Победу большой страны...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

686