Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

24.10.2014 12:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 92 от 20.10.2014 г.

Письмо из прошлого в настоящее

Автор: Тамара БАХАРЕВА

За чередой текущих дел как-то уже подзабылось, что нынешний год для района – юбилейный: в августе отпраздновали 90 лет со дня его образования, как  административной единицы. История района неразрывно связана с жизненными историями его людей. Сегодня ещё одна, интересная и в некоторой степени – знаковая.

…Это письмо, написанное ещё в 1984 году, попало мне в руки не так давно. Читая его, я удивлялась и глубине изложенных в нём мыслей, и тому, что каждая дата, указанная автором, так или иначе – юбилейная. Например, автору письма, Дмитрию Васильевичу Горовко, будь он сегодня каким-то чудесным образом жив, в нынешнем году исполнилось бы 105 лет, а любимому им медпункту в Паклине, которое он организовывал и открывал в 1934 году, этим летом исполнилось 80 лет! Конечно, молодые паклинцы вряд ли об этом вспомнили, ведь слишком много других проблем. А мы напомним. И потому что – дата, и потому что человек этот, Дмитрий Васильевич Горовко, личностью был неординарной, преданный делу своему делу – медицине – до самозабвения.

Наказ внучке
«Дорогая Иринка!
Ты хочешь поступать в медицинский институт. Я рад этому.
Для того, чтобы посвятить свою жизнь медицине, т.е. лечению больных, страдающих людей, надо любить эту профессию. Здесь может помочь и врождённое призвание – это тоже очень важно. В нашем роду ещё мои бабушка и прабабушка с успехом принимали роды у односельчанок. Моя мама тоже часто помогала односельчанам при болезнях.
…К своей профессии надо относиться не формально, а искренне. У больного и врача должен быть как бы задушевный разговор, и тогда больной раскроет все свои недомогания, и врач гораздо легче и правильней сможет установит диагноз и назначит лечение. Больные очень хорошо понимают поведение врача, и при нетактичности врача больной уйдёт в себя, и лечения наверняка не получится.
…Врач должен быть готов на самопожертвование ради того, чтобы спасти больных. Здесь не может быть компромисса и колебаний, сделки с совестью. Приведу пример из своей практики. За всю свою долголетнюю работу от крайкома профсоюза я получил однажды путёвку в санаторий Сочи. Я был больным и крайне нуждался в лечении. Но мне пришлой отказаться от этой именной путёвки. И знаешь, почему? Потому что на моё отсутствие мне не давалось замены. А дело было весеннее, начиналась распутица, и в этот же период – заболевание корью. На мой вопрос о замене, чиновник ответил: «Поезжайте, это вас не касается». Такой ответ меня не устроил, и я счёл нужным от поездки в санаторий отказаться. Разразилась корь, но все заболевшие дети были спасены, ни один ребёнок не умер.
А сколько я дежурил возле рожениц буквально сутками, стоя на ногах! Но зато не умерла ни одна роженица, ни один ребёнок. Какая же была радость на душе, когда всё кончалось благополучно! И тогда как будто куда-то исчезала адская усталость. Часто бывало и так: принял ночью роды, а с утра сразу начинаю принимать больных в медпункте.
Немало было случаев, когда районные и даже краевые врачи выписывали больных домой умирать, а я их возвращал к жизни. Какая же это была радость для бывших умирающих и для меня! Подобный случай был и с тобой, Иринка. Да ты, наверно, помнишь и сама. Нелегко мне это вспоминать и произносить: что бы случилось с тобой, если бы я не приехал.
Таких примеров за всю мою жизнь можно привести на целый том книги, я привёл лишь несколько и лишь для того, чтобы ты поняла, каким должен быть врач. В своей жизни я никогда не искал местечка, где меньше работы, а находи те места – где больше работы, и где можно было использовать свои способности».
Это писал в 1984 году Д.В.Горовко, бывший заведующий Паклиннским медпунктом, своей внучке, тогда ещё ученице 9 класса Ирине, а ныне врачу высшей категории Ирине Артуровне Грибковской. Внучка унаследовала семейную традицию династии по линии деда – стала врачом, акушером-гинекологом .
Мы привели лишь небольшую часть того мудрого и душевного письма. В послании к девочке-подростку, тем более близкому и родному человечку, любимой внучке, невозможно было покривить душой, что-то приукрасить (да и не в характере это было Дмитрия Васильевича), он писал чистую правду, излагал свои сокровенные мысли.
Он таким был. Он так жил.
Ольга Дмитриевна Грибковская, одна из девяти детей Дмитрия Васильевича, ныне Заслуженный учитель школы РСФСР, передавая мне письмо, сказала, что своей любимой работе он отдавался, как никто другой. Семья редко видела отца дома. Но при этом уважение и авторитет Дмитрия Васильевича в семье были огромны. Мама-педагог с малолетства внушала детям: у папы очень ответственная и нужная работа, он помогает людям, спасает их здоровье и жизни, поэтому всегда очень занят. Зато когда выпадали редкие минуты общения, дети всегда очень радовались им. Это были счастливые моменты! Пример служения родителей своему делу сыграл свою роль и в жизни детей. Каждый из них, где бы впоследствии ни работал, отдавался своей профессии так же страстно, преданно, как отец с матерью. Ольга Дмитриевна даже подчеркнула, что гордится тем, что главные черты характера отца – ответственность, следование данному слову, настойчивость, преданность делу, принципиальность – передались и ей.
Здесь нелишне будет проследить наследственную цепочку и вспомнить, что отец Дмитрия Васильевича, Василий Лукьянович Горовко, — участник Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер. Это высшее признание солдатской доблести и личной храбрости и говорит о многом. Правнуки героя обнаружили это совершенно случайно, и тому есть реальное подтверждение.

Медицина – это служение
Вчитываюсь в некоторые автобиографические моменты Дмитрия Васильевича Горовко и всё больше убеждаюсь в том, что медицина для этого человека была не просто работой, она было служением (в самом высоком смысле этого слова). А иначе зачем идти в медицину? – так считал он.
Рождённый на Украине в 1909 году, Дмитрий Васильевич в 1929 году закончил Кременчугскую медпрофшколу.
В своей автобиографии он пишет: «Сразу же приступил к открытию лечебного учреждения в своём родном селе Васильевке бывшего Кременчугского округа. Из-за отсутствия местных бюджетных средств пришлось открыть медпункт и стационар на 5 коек за счёт средств ЦК Красного Креста Украины. Красный Крест пошёл навстречу, потому что в то время жители нашего села на 100% были вовлечены в члены Красного Креста (в Васильевке было до 1000 дворов и до 5 тысяч населения). Был создан участковый комитет Красного Креста. Это был первый комитет на Украине, и председателем выбрали меня».
Через два года молодого медика направляют с Украины на Дольний Восткок – в Хабаровск, а ещё через два года – на Алтай. И в автобиографии появляется запись:
«Летом 1934 года Баевским райздравом Алтайского края я был направлен в село Паклино – для организации и открытия медпункта, где был назначен его заведующим. Вскоре по моему настоянию здесь же был открыт роддом на 5 коек.
Работа Красного Креста в районе в то время находилась в зачаточном состоянии. Членов общества были единицы. В крупном селе Паклино и посёлках Паклинского сельсовета в небольшой промежуток времени были воволечены в члены общества Красного Креста все взрослые люди и школьники в возрасте от 10 лет. Памятуя о своём украинском опыте, я создал в Паклине участковый комитет Красного Креста. В то время это был первый комитет на Алтае, председателем которого избрали меня.
Наряду с приёмом, лечением больных (а в день приходилось принимать до 120 человек) я налаживал санитарно- просветительскую работу: среди населения были организованы санпосты, избраны сануполномоченные, обучены сандружины. Я. Как медицинский работник, объяснял пользу для здоровья зелёных насаждений, поэтому проводились массовые посадки деревьев. Благодаря всем этим мероприятиям, в селах сельсовета резко снизилась заболеваемость».
Здесь мы сделаем отступление. Следует пояснить, особенно нашим молодым читателям, которым непонятно, зачем нужен был в деревне Красный Крест, сануполномоченные и прочее?
Тридцатые годы 20 века и начало 21-го – это две большие разницы. Огромное сельское население, которое в те годы проживало в селах и посёлках, мало что знало о путях передачи инфекционных заболеваний, в домах зачастую наблюдалась антисанитария. Ели, пили взрослые и дети из одной посуды. Эпидемии кори (о которой упоминал сельский фельдшер выше), других заразных болезней свирепствовали и порой уносили жизни детей и взрослых. Кстати, люди постарше могут вспомнить, как многим досаждала такая болезнь глаз как трахома. В этих условиях научить людей азам санитарии, рассказать об элементарных правилах поведения, если в семье появился больной, познакомить с элементами первой медицинской помощи было крайне важно. Вот для чего Красный крест, вот для чего – большая санпросветработа среди населения. Кстати, О.Д.Грибковская припомнила такую деталь из работы отца — он разбил село на десятидворки и на отдельных дворах установил таблички, указывающие: в этом дворе живёт саниструктор и находится аптечка первой помощи. И это работало!
В 1951 году Д.В.Горовко был переведён на работу в Тюменцево – заместителем главного санитарного врача (такие должности были в районах вплоть до перестроечных времён) и избран председателем районного комитета Красного Креста. Провёл первую диспансеризацию населения. Почин был одобрен и подхвачен, а сам медработник в 1954 году был послан на пленум ЦК Красного Креста в Москву, где делился опытом работы. А в центральном журнале «Советский Красный Крест» появился снимок: Д.В.Горовко в окружении своих коллег из Белоруссии, Украины, Узбекистана, Таджикистана (см. фото).
Далее автобиография гласит: «В этом же году Баевский райком партии и райисполком ходатайствовали перед крайздравотделом, чтобы меня вновь направили на прежнее место работы – в село Паклино, где медико-санитарная работа к тому времени снизилась. Мною было дано согласие на перевод, тем более, что по специальности я был лечебник. Восстановил медико-санитарную работу в прежнем объёме. Меня избрали членом Алтайского крайкома Красного Креста, а в 1964 году я был послан делегатом на съезд в Москву, где меня избрали членом президиума данного съезда».
Достойное признание заслуг!
Особое внимание Дмитрий Васильевич заострил на периоде работы в годы Великой Отечественной войны. Вот что он пишет:
« Страна напрягала все силы для Победы. Лозунги гласили: Все силы на победу над врагом, всё – для фронта!». А ведь тыл – тот же фронт. Все годы войны приходилось трудиться вместе с подростками и стариками почти круглосуточно, невзирая на крайне плохое состояние моего здоровья. С помощью санитарного актива были предотвращены вспышки инфекционных заболеваний, что дало людям возможность трудиться в сельском хозяйстве. Организовывали детские ясли на частных квартирах: за детьми приглядывали пожилые люди, которые по возрасту уже не могли трудиться в поле или на ферме.
Нагрузка на лечебное учреждение была большая, а из медперсонала – я, акушерка и два санитара. Радиус обслуживания был увеличен в три раза. К тому же надо было ускоренно проводить лечение раненых фронтовиков, направленных из госпиталей на долечивание, чтобы они как можно скорее возвращались на фронт – бить врага. А ещё – ускоренными темпами следовало обучать военно-санитарному делу отправлявшихся на фронт сандружинниц, обучать население по программе СО (санитарной обороны). Особое внимание надо было уделить и восстановлению здоровья эвакуированных в наши населённые пункты женщин и детей блокадного Ленинграда».
Пожалуй, после всего перечисленного не надо больше ничего говорить. Однако всё же добавим: при всей сумасшедшей занятости сельский фельдшер Горовко находи время для того, чтобы быть бессменным агитатором во время проведения выборов, работал в самих избирательных комиссиях. Избирался депутатом сельского Совета и председателем комиссии по здравоохранению и быту. Являясь отцом девяти примерных детей, почти бессменно был председателем школьного родительского комитета. А по ночам урывал минутку, чтобы написать заметку в районную газету.
Из наград – «Знак «Отличник санитарной обороны СССР», медалью «За Победу над Германией», медалями «За освоение целины», «За доблестный труд». Был занесён в краевую книгу Почёта Красного Креста, в качестве премии носил именные часы. А уж почётных грамот просто и не счесть.
«За всю свою полувековую трудовую деятельность я выслушал 1 миллион сердец».
Эта заключительная фраза автобиографии Д.В.Горовко может стать и ключевой. Ведь самое главное в медицинском работнике: не просто слУшать людские сердца, но и слышать их.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

859