Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

04.07.2013 16:10 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 от 04.07.2013 г.

Где родилась, там пригодилась

Автор: Тамара БАХАРЕВА
Раиса Петровна Дорохова – ветеран педагогического труда. Всю себя она посвятила школе и всю жизнь прожила в Чуманке – селе красивом, с прекрасными и обильными природными дарами окрестностями. В последний свой приезд в Чуманку мы поговорили с Раисой Петровной о многом – о прошлом села, его настоящем, погоревали о туманном будущем. А вот что Раиса Петровна рассказала о себе:

- Родилась я в Чуманке в последний год войны. У мамы нас с братом было двое. Мама всё время на колхозных работах, а нас воспитывали бабушка с дедушкой. Хотя дедушку мы видели дома редко: мастеровой человек, плотник, он ходил по найму в окрестные сёла, ведь после войны надо было много строить. Когда мне было пять лет, мама вышла замуж. Человек попался хороший, я благодарна ему, как отцу, за всё. Мне выпало счастье учиться и закончить школу в Верх-Пайве. Встал вопрос: куда поехать учиться дальше? Родители предоставили мне самой сделать выбор. А была у меня в те годы лучшая подруга – Тамара Ивановна Малюк (Усова), которая училась в Каменском педучлище. Вот и я решила: буду учиться вместе с ней, ведь тогда сельские ребятишки мало что знали о других профессиях, тем более, что перед глазами всегда стоял пример наших учителей, и почти всем девчонкам хотелось походить на самых любимых из них.
В педучилище по-всякому у нас бывало. Домой ездили редко – чаще всего на попутках, до Верх-Чуманки, а уже оттуда почти всегда пешком.
В 1962 году я закончила педучилище. По распределению попала в свой Баевский район. А моя подруга Тамара Ивановна уже на тот момент работала в Чуманке учителем. Нашлось место и мне: в Чуманке не хватало учителей, в том числе русского языка и литературы. И вот мне, восемнадцатилетней девочке, довелось начинать вести эти серьёзные предметы. Я, конечно, страшилась. Но успокаивало то, что школа и село родные, если что, мне помогут.
Русский и литературу дали вести только в одном классе, а остальное так называемый набор: химия, черчение, рисование, пение, физкультура у девочек (физрука не было, и каждый классный руководитель вёл в своём классе физкультуру). Классное руководство — в пятом классе, где за партами сидело 35 детей! Вот какая большая была в 1962 году наша школа.
Главное в нашей профессии что? Главное – любить детей. И тогда всё получится. А я любила детей, любила с ними заниматься не только уроками, но и творчеством. Готовила с ними концерты, руководила ученической агитбригадой, что было большим подспорьем в моей общественной нагрузке агитатора третьей бригады. Мы выезжали туда на лошадях, я выступала с какой-нибудь информацией, вывешивала «Боевой листок» или «Молнию» (такие маленькие стенгазеты на злобу дня), а ребята исполняли номера художественной самодеятельности. Во время посевной, уборки поздравляли полеводов с трудовыми достижениями. То же самое делали и на ферме. Людям это было надо, они нас слушали и награждали аплодисментами. Таким образом ребятишки учились быть полезными обществу. Нравилось это и детям.
Моё педагогическое кредо такое: воспитывать детей не словами, а делом, увлекать собственным примером. В те годы было востребовано такое трудовое дело, как сбор металлолома. Ребятишками обследовали все уголки в селе, где только могли быть ненужные железяки. На тележках (и я сними) свозили всё в кучу, потом школа этот металл сдавала. Так же поступали и с макулатурой. По этим видам трудовых дел в школе между классами велось соревнование, в котором мои ребятишки чаще всего лидировали. Озеленяли школу деревьями (жаль, что фруктовых саженцев в ту пору не было), а воду для полива носили из речки, никто ни разу не отказался. И родители это воспринимали, как должное. То, что сейчас растёт вокруг, это наших рук дело. И вообще, мне кажется, у меня учились самые интересные и любознательные дети, никого не оставляли в беде. В классе была хорошо налажена взаимопомощь: сильные помогали слабым ученикам в учёбе.
- Сколько выпусков вы сделали?
- Я как-то пыталась считать и сбилась, у нас ведь школа-то не средняя. Но многие ребята запомнились на всю жизнь. Первым моим ученикам уже по шестьдесят с лишним лет, и они с благодарностью вспоминают школьные годы. Бывая в Чуманке, они заезжают ко мне. Это всегда делал ныне покойный Миша Малюк, а также Катя Дорохова, Зина Болдырева, Коля Коваленко, Саша Ильиных, Володя Комаров (этот звонит мне чуть ли не каждый месяц и говорим мы подолгу), Володя Блохин… Они помнят мельчайшие подробности нашей школьной жизни, все наши дела, экскурсии. С какой же радостью я встречалась с некоторыми из них на прошлогодней встрече выпускников!
- Какая главная черта поколения первых ваших учеников?
- Чувство родины. Оно, наверное, впиталось в них с молоком матери, а я лишь постаралась его развить. Мне это удавалось, может быть, и потому, что я сама рождена здесь, и очень много говорила им ещё маленьким о Чуманке, показывала красоты родной природы. А в наши красоты нельзя не влюбиться.
-В былые годы авторитет учителя был непререкаем, в том числе среди родителей. На ваш взгляд, нынешние родители другие?
- Родители 60-70-х годов, перенеся тяготы войны, в массе своей остались неграмотными или малограмотными. Но в них настолько велика была тяга к знаниям, что они непременно хотели видеть это в своих детях. Соответственно, воспитывали их в этом направлении, нацеливали на получение знаний и как-то по-особому, с большим уважением, относились к школе, учителям. Нынешние 30-летние родители по большому счёту знали мало трудностей, образование они получили легко (кто хотел), а кто сам плохо учился, тот и детям стремление к образованию не прививает. Считаю, что внимание к образованию со стороны немалой части современных родителей ослаблено, обучение своих детей они полностью переложили на плечи школы. А процесс этот совместный: школа – родители.
…Мы долго разговаривали с этой мудрой, рассудительной женщиной. А потом пошли на её подворье, где в ту пору цвела черемуха, распространяя вокруг волшебный аромат. В палисаднике разноцветной радугой пестрели тюльпаны, расправляли свои ростки другие чудесные цветы – ещё одна любовь и увлечение Раисы Петровны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

87