Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

28.11.2013 11:45 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 144 от 12.11.2013 г.

Поделились кровом и согрели теплом

Автор: Тамара БАХАРЕВА
Сегодня, к сожалению, не редкость, когда престарелые родители при живых взрослых детях чувствуют себя одинокими: не догляжены, не ухожены. Бабушке Анне Ивановой из Ситникова повезло: у чужих людей она в свои 91 год чувствует себя, как дома.

В 1921 году на заимке в Соболях у молодых родителей родилась девочка. Она была первой в семье. Назвали Анной. Позже у девочки появилось ещё 6 братьев и сестёр. Анна (это о ней идёт речь – Анне Яковлевне Ивановой) была для младших нянькой. Всё детство и юность провела в любимом посёлке Крутой Лог (сейчас в том красивом месте стоит охотничья база). Но вся молодость девушки выпала на суровые военные годы. Хлебнула лиха досыта. Всю войну в колхозе работала трактористкой. Все чудеса тогдашнего тракторостроения прошли через её руки – «Универсал», «колёсик», «натик». Как на самом деле назывались эти марки тракторов, ветераны не знают, а в народе тогда их звали именно так. Для девушек эта техника несподручна, но они работали, больше некому – все мужчины на фронте.
«Однажды, — вспоминает бабушка Аня, — «колёсик» меня чуть не убил. Заводила двигатель, и рукояткой так ударило, что несколько метров пролетела по борозде. После этого челюстью не могла двигать, еду в рот палочкой запихивала. Боль страшная. Но ничего, вытерпела, всё срослось, а в больницу некогда было обращаться.
Вёсны были холодные. Одеть, обуть нечего. Это сейчас утеплился бы, и всё. А тогда на ногах только рваные обутки без шерстяных носков. Где их было взять, носки-то? Помню, так рано утром замёрзли ноги, хоть плачь. Вижу: мимо прогоняют коров. Слезла с трактора, постояла в коровьюей лужице, согрела ноги немного. И не подумала: что потом-то будет? Залезла в трактор, а ноги мокрые вместе с обутками и примёрзли к железному днищу трактора. Вот как было…А бригадная еда какая? Дадут на ужин овсяной кисель, ешь и только успеваешь шелуху выплёвывать. Как только выжили?!».
К счастью, выжили. И войну осилили. И послевоенную разруху устранили. Только после войны Анна трактористкой уже не трудилась, а работала в своём Крутом Логу на разных колхозных работах, тоже далеко не лёгких. Жила одна, без мужа, но на подворье держала немалое подсобное хозяйство.
Время, а больше всего тогдашняя политика правительства страны на укрупнение хозяйств сделали своё дело – милого сердцу посёлка у озера Крутого Лога не стало. У Анны выбора не было, переехала в Ситниково, благо, что там жил брат, хотелось быть поближе к нему. Своя семья у женщины не сложилась: был один сын, и тот умер.
В Ситникове Анна Яковлевна продолжала заниматься той же привычной работой в местном совхозе: сначала поработала пояркой на ферме, потом перешла на разные работы. А что означает – разные работы? Это что нужно в хозяйстве на данный момент. Сегодня ты полешь огород, а время спустя — ворошишь зерно на току, завтра тебя пошлют мазать скотный двор, а послезавтра собирать урожай в совхозном саду…
Так незаметно подошло время выхода на пенсию. Но и на заслуженном отдыхе бабушка Анна не отдыхала. Она просто не знала, что это такое. Пенсия была маленькой, поэтому по-прежнему держала овец, птицу, корову. Кстати, с коровой женщина не расставалась почти до 80 лет, сама косила литовкой траву на сено. Вязала рыбакам сети, она это умела с детства – ведь выросла у озера Мостовое.
С возрастом старушку стали покидать силы, одолевать болезни. Брат тоже не мог помочь — самому уже далеко за восемьдесят, отказывают ноги. Содержать в порядке жильё, отапливаться Анне Яковлевне стало тяжело. Уходила на житьё к чужим людям. Но попадались с чёрствым сердцем. Три года назад ухаживать за ней взялась семья Зинченко – Любовь Николаевна и Борис Григорьевич. Доглядывали целый год. Но житьё в заваливающемся домишке житьём не назовёшь. И тогда молодые родственники предложили бабуле оформиться в дом-интернат для престарелых. Для женщины, всю жизнь прожившей в деревне, это было шоком.
…В беседу вступила хозяйка дома, где теперь проживает бабушка Анна, Любовь Николаевна Зинченко:
- Когда встал вопрос о доме престарелых, мы с Борей решили: возьмём бабулю к себе, и 26 октября позапрошлого года перевезли её в наш дом, отвели отдельную комнату. Здесь ей тепло, удобно, спокойно.
- Как к вам относятся Любовь и Борис? – спросила я у бабушки.
- Родные дети так не относятся, спасибо им, — ответила старушка.
Я ещё раз внимательно посмотрела на Анну Яковлевну: сухенькая, чистенькая, ухоженная. Она, поймав мой взгляд, сказала:
- Зайдите в мою комнату, посмотрите, как я там устроена.
Я приняла приглашение: маленькая, но уютная комнатка, в ней порядок и чистота. На диванчике постелена простыня, как только захочет, бабушка в любой момент может прилечь, отдохнуть.
Любовь Николаевна еженедельно сама моет бабушку в бане, а Борис Григорьевич встречает во дворе, чтобы проводить до комнаты: не ровен час — упадёт.
Питаются Зинченко вместе с бабулей за общим столом. А что на него поставить, в этом проблемы нет: хозяева хоть и не молодые уже люди, но держат две коровы (чуть ранее было четыре), так что мясо, молоко, масло, творог, сметана – это всегда. В семейные праздники баба Аня также не в стороне, даже в новогоднюю ночь, сколько сможет, а посидит за праздничным столом. Отмечали и бабушкино 90-летие. И даже однажды свозили её в соседнее село в гости.
Скоро зима, и коротать её, конечно, будет скучновато: бабушка никуда не ходит, телевизор смотреть не может. Но зато от корки до корки читает нашу газету «Голос хлебороба», собирает вырезки. У неё их много – даже о тех людях, которых уже нет. Иногда достанет бабушка Анна эти вырезки, посмотрит да и вспомнит былые, хотя и трудные, но такие памятные времена. Это была молодость…
Уходя из гостеприимного дома Зинченко, я поблагодарила хозяев за то добро и тепло, которое они дарят чужой одинокой женщине. Бабушка Аня в свою очередь посетовала: зато забыла о ней местная власть, а ведь она так много работала — награждена медалью за трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны, имеется медаль «За освоение целинных и залежных земель».
Как позже выяснилось в сельсовете, оплошность исправлена: в месячник пожилых людей глава администрации села в числе других побывал с поздравлением и у Анны Яковлевны Ивановой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55