Меню
16+

«Голос хлебороба», общественно-политическая газета Баевского района Алтайского края

11.09.2013 10:10 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 114 от 07.09.2013 г.

Профессор Михайлов с баевскими корнями

Автор: Тамара БАХАРЕВА
Наша баевская земля столь благодатна, что рождала и рождает настолько талантливых людей, что они, невзирая ни на какие трудности, пробиваются через тернии к звёздам – к высотам в творчестве, производстве, военном деле, науке. Профессор Михаил Михайлович Михайлов, ныне живущий и работающий в городе студентов и учёных Томске, – из таких.

Недавно редакция получила интереснейший материал от М.М.Михайлова – его автобиографию, которая наглядно говорит молодому поколению: если есть талант и твёрдый характер – всё возможно.
- Родился я не на Евдокию, как говорил о себе дед Щукарь, а в день, когда моего отца вместе с пятью мужиками увозили на фронт, – пишет Михаил Михайлович. — Уезжая, он наказал назвать меня его именем.
Я вырос, закончил Кочетовскую начальную, Павловскую семилетнюю и Баевскую среднюю школы. Примечательным было то, что рос я маленьким, тощим и забитым. Однако во втором классе на зимних каникулах перерешал весь задачник старшей сестры за 6 класс. В 7 классе ушёл с выпускного экзамена по математике со словами: «Такие задачи не решаются». За мной вышел весь класс. Однако учитель исправил условие задачи, и всё закончилось благополучно. В 10 классе учительница по математике не пустила на предэкзаменационную консультацию: «Миша, тебе здесь делать нечего». Любил я также физику. Крестьянское воспитание и отсутствие совета старших не позволили сразу после школы уехать в Барнаул, в вузы которого мне давали направление, или в любой другой город страны. Остался в деревне помогать маме в заготовке дров и сена. И только через полтора года в октябре уехал в Новосибирск, где поступил в ПТУ, так как приём в вузы был закончен.
После окончания ПТУ меня направили в Томск-7 (ныне г. Северск) на монтаж оборудования объектов ядерной энергетики. Только здесь я по-настоящему понял, кто я есть, когда познакомился с молодыми высокообразованными, физически развитыми интеллигентными парнями 22-24 лет – выпускниками ленинградских вузов, направленными на атомные электростанции. Они принимали нашу работу. И я начал стремиться к идеалу – бегал по утрам, занялся волейболом, подготовился и поступил на вечернее отделение Томского университета (при конкурсе 6 человек на место). На дневном учиться не мог из-за отсутствия материальной помощи. Здесь же совершил первое «предательство» — изменил своей любимой математике, поступив на химический факультет, так как кругом «химия», да и парни, с которых я начал брать пример, по образованию были химиками.
Через два года на меня, как и на всех моих друзей по работе, на 3 года надели зелёные гимнастёрки. В конце третьего года службы в Томске открылся новый институт, и я не устоял! В августе 1964 года я стал студентом двух вузов. Но мало ещё чего понимая, после двух месяцев учёбы в двух учебных заведениях я оставил классический университет, предпочтя учиться в Томском институте радиоэлектроники и электронной техники. Это было моей большой ошибкой, которую я всю жизнь исправляю, изучая самостоятельно неорганическую, физическую и радиационную химию.
На 4 курсе я был направлен на практику в Институт ядерной физики, где в это время на листах ватмана чертили первые имитаторы условий космического пространства. Это меня поразило и захватило. Здесь я сделал дипломный проект, подготовил кандидатскую и докторскую диссертации, которые из принципа защитил в Москве: кандидатскую – в Центре управления полётами, докторскую – в Институте электронной техники.
Все годы моей научной работы и до сегодняшнего дня наша лаборатория интенсивно проводит исследования, посвящённые проблемам космического материаловедения. Мы изучаем процессы, происходящие в материалах под действием излучений  и других факторов космического пространства. Для этого имитируем в лаборатории эти виды излучений (протоны, электроны, электромагнитное излучение Солнца), а также сверхвысокий вакуум до 10 -9 тор и температуру в диапазоне от минус 196 до плюс 150 градусов по Цельсию. Исследования проводим в специальных имитаторах Космоса, которые сами же разработали и создали. После установления механизмов деградации материалов разрабатываем способы повышения их стойкости в условиях реальных орбит, т.е. разрабатываем физико-математические модели и осуществляем прогнозирование их работоспособности на длительные сроки (до 20-25 лет) активного существования спутников на различных орбитах.
Наши исследования требуют надёжных знаний высшей математики, физики твёрдого тела, радиационной физики, физики космоса, статистической физики, органической, неорганической, физической и радиационной химии, материаловедения. Ни на какой кафедре такие знания в комплексе не получить. Поэтому после поступления в аспирантуру наши ребята самостоятельно изучают многие разделы различных наук, чтобы хорошо ориентироваться в будущей профессии.
Что главное в науке? Исходя из своего опыта, могу сказать, что держится она на трёх китах: это детская любознательность до конца дней своих; постоянное сомнение в себе и своих знаниях; трудолюбие и настойчивость в достижении цели.
Всё остальное относится к категориям: повезло, создали условия, помогли, подняли наверх. Эти факторы, конечно же, имеют значение в достижении научной цели, но не определяют суть учёного. Бетховен был глухим, но создал шедевры музыки, Циолковский был слепым, но космос увидел и первым познал…

От редакции. Не напрасно говорят: если человек талантлив, он талантлив во всём. Ко всему прочему, что сделал М.М.Михайлов в науке, он ещё и тонкий лирик – пишет стихи! Но с ними наших читателей мы познакомим в следующий раз.


За научные достижения

За выполнение комплекса научных исследований М.М.Михайлову присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ», он был избран академиком Академии естественных наук и академиком Инженерной академии им. А.М.Прохорова. В настоящее время он является председателем Томского отделения вышеназванной академии. За чтение лекций, подготовку инженеров и кандидатов наук нашему выдающемуся земляку присвоено учёное звание профессор и почётное звание «Заслуженный работник высшего образования РФ». За подготовку докторов наук, чтение лекций и выполнение исследований в Китае ему было присвоено звание «Почётный профессор Харбинского технического университета».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

181